Безопасность детей
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Обеспечение выполнения сотрудниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима в дошкольном учреждении
- Формирование у воспитанников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав МБДОУ "ЯСЛИ-САД № 390 Г. ДОНЕЦКА"
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара
Методические рекомендации
по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности
с обыгрыванием макетов: «Квартира», «Пожарный щит».
Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, в одиночку с ними практически не справиться. К великому сожалению, люди очень разобщены, замкнуты в своих квартирах и чужая беда не всегда вызывает желание прийти на помощь, пожертвовать своим спокойствием. Только когда беда приходит к вам, запоздало мелькает мысль, что всё могло быть иначе, если бы рядом оказался человек, который смог бы вам помочь.
Очень мудро и современно ответил один философ на жалобы юноши, что его никто не любит: «Полюби сам ...». Попробуйте для начала познакомиться со своими соседями, окажите посильные услуги, обменяйтесь телефонами, договоритесь о совместных действиях при различных происшествиях – ведь это так просто и достаточно эффективно в большинстве случаев.
Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.
Поэтому основные задачи взрослых
– привить детям культуру безопасного поведения;
– ознакомить детей с правилами поведения в случае пожара, предупреждение пожаров от опасных игр и шалостей с огнём.
Приёмы обучения и закрепления – инсценировки литературных материалов, викторины, конкурсы, концерты, моделирование конкретных ситуаций, подвижные игры, использование пословиц и поговорок, объяснение их значений, экскурсии в пожарную часть, игры с макетами и т.д.
Пожар – это экстремальная ситуация, в которой не только у детей возникает чувство страха. В современный период огромное значение имеет психологическая готовность, как взрослых, так и детей. Ребёнку необходимо не только сказать что «так делать нельзя, это опасно», но важнее объяснить «почему нельзя и рассказать, как нужно действовать».
И в этом вам поможет предложенный материал.
Список художественных произведений:
- С.Я.Маршак «Кошкин дом»
- С.Я.Маршак «Пожар»
- С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
- К.Чуковский «Путаница»
- Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок»
- Л.Толстой «Пожар»
- Л.Толстой «Пожарные собаки»
- Б.Житков «Пожар»
- Б.Житков «Дым»
- Б.Житков «Пожар в море»
- В.Гальченко «Огонь невидимка»
- В.Гальченко «Приключения пожарного»
- Т.Кинько «Наш номер 01»
- Т.Фетисов «Куда спешат красные машины»
- Т.Федорова «Чтоб не ссориться с огнём»
- А.Чувилин, Б.Фонин «Огонь – опасная игра»
- Р.Г.Подольный «Как человек огонь приручил»
- Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»
- С.Михалков «Дядя Стёпа»
- Т.Юрмин "Кто плохой?";
- В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";
- И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";
- К.Паустовский "Барсучий нос";
- Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
- А. Шевченко "Как ловили уголька"
- Ю.Яковлев «Кто, о чём поёт»
Пословицы и поговорки:
От искры пожар рождается.
Не шути с огнём – можешь сгореть.
Спички не тронь в них огонь.
Маленькая спичка сжигает большой лес и дом.
Спичка – невидимка да огонь – великан.
Упустишь огонь – не потушишь.
Кто с огнём играет, тот в огне сгорает.
У путника должен быть хлеб, а у пастуха огонь.
Умному огонь – тепло, глупому – ожог.
Пожар слезам не верит.
Не трогай огня – не обожжёшь руку.
С огнём не играй, пожар не затевай.
С огнём да водой не поспоришь.
Огонь никогда не насыщается.
Огонь и друг, и враг.
Огонь не вода – охватит, не выплывешь, пожитки не всплывут.
Дым страшнее огня.
От огня убегают, а от дыму задыхаются.
Топор рубит, а огонь с корнем спалит.
Берегись, не ожгись!
Загадки.
Я не сам по себе, Тоненькая девочка,
А сильнее всего Белая юбочка
И страшнее всего, Красный носик.
И все любят меня, Чем длиннее ночи,
И все губят меня Тем она короче
(огонь) От горючих слёз.
(свеча)
Дрожит свинка,
Золотая щетинка. Мать толста,
(огонь) Дочь красна,
Сын – бес
В камне спал, Долетел до небес.
По железу встал, (печь, огонь, дым)
По дереву пошёл,
Как сокол полетел Золотая пчёлка
(огонь) Села на ёлку.
Если её не прогнать
Без рук, без ног, Ёлка может запылать
А на гору быстро ползёт. (огненная искра)
(огонь)
В одной коробке
Шипит и злится, Сто пожаров
Воды боится. (коробок со спичками)
(огонь)
С языком, а не лает, Если дым валит клубами
Без зубов, а кусает. Пламя вьётся языками,
(огонь) И огонь везде, и жар
Это бедствие - …..
Маленький конёк, (пожар)
Вместо гривы – огонёк.
(спичка)
Беседа по картинке.
Картинка горящего дома к произведению С.Маршака «Кошкин дом».
Картинка на которой изображены: телефон, ткань, два ведра с водой, пожарный с пожарным шлангом.
- Какое горе случилось у кошки? Вам знакомо этот грустный сюжет?
- Давайте все вместе, по очереди будем рассказывать эту сказку (один начинает, следующий продолжает).
- Как вы думаете, по какой причине загорелся Кошкин дом?
- Посмотрите ещё раз на картинку и расскажите, что потребуется для быстрого тушения пожара?
Работа с текстом.
Инсценировка с помощью настольного театра по рассказу «Тревога».
Тревога.
Мама зайчиха отправила своего сыночка зайчонка в магазин за покупками. Он уже выходил с наполненной сумкой из магазина, как неожиданно на пороге столкнулся с Лисой. Лиса была очень красивая: её рыжая шубка так и переливалась на солнышке, а хвост плавно покачивался.
- Ой, какой замечательный зайчонок! Такой маленький и такой самостоятельный! Ты маме помогаешь?
- Да, тётя Лиса, - робко проговорил зайчонок.
- Ну, какой молодец! А где ты живёшь?
- В-о-о-н за тем поворотом! – показал и ответил он.
- А хочешь, я угощу тебя чем-то очень вкусненьким, ты такого ни разу не пробовал?! Только для этого тебе нужно пойти со мной, в мою норку!
- Нет. Спасибо, тётя Лиса, но мама не разрешает мне брать угощения у чужих.
- А я совсем не чужая, ведь мы с тобой уже почти познакомились! Ты обязательно должен попробовать моё угощение, не отказывайся, а то ты меня обидишь!
- Нет. Я не могу, меня мама ждёт!
- Да мама просто обрадуется, когда узнает, что ты ко мне в гости зашёл. Ну пожалуйста, зайчонок, ну доставь мне такую радость…
Проблемные вопросы:
- Как зайчонку поступить: быть вежливым или насторожиться, и перестать общаться с Лисой?
- Как это сделать?
- А если не сделать, что может произойти с сыночком мамы Зайчихи?
Активные формы работы со стихотворением.
Чтение, беседа и инсценировка стихотворения Ирины Солнышко - «Пожарная машина»
Я пожарная машина,
Полюбуйтесь на меня.
Я пожарная машина,
Всех спасаю от огня.
Как-то раз по телефону
Позвонила мне ворона
И кричит: «Кошмар, кошмар!
Приезжай! В лесу пожар!»
Не теряя ни минутки,
На пожар я быстро мчу,
Не теряя ни минутки,
По дороге я лечу.
И пожарные со мною;
Два бобра и ёж с лисой.
Нас машины пропускают,
Нам дорогу уступают.
Мы приехали и видим:
Лес пылает, лес горит…
Мы приехали и видим:
Птенчик в гнёздышке сидит.
А огонь, как на беду,
Подбирается к гнезду.
Ёж на помощь подоспел
И птенца спасти сумел.
Мы водой огонь тушили,
Поливали целый час.
Мы водой огонь тушили,
Наконец огонь погас.
«Кар, - кричит ворона, - кар!
Победили мы пожар!»
Долго звери нас хвалили –
И пожарных, и меня.
Звери нас благодарили:
«Вы спасли нас от огня!»
А потом нам на прощанье
Звери дали обещанье:
«Про пожар мы не забудем
И с огнём играть не будем!»
Пересказ стихотворения своими словами.
Д/и «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару»
Цель: - закрепить знания детей о пожароопасных предметах и действиях, которые могут привести к возникновению пожара
- рисование,
- чтение,
- поджигание бумаги,
- пение,
- игра с зажигалкой,
- изготовление поделок,
- прыгание через скакалку,
- поджигание сухой травы и листвы.
- пение хором,
- баловство со спичками,
- игра в снежки,
- зажигание бенгальских огней возле ёлки,
- мытьё посуды,
- умывание,
- игра с зажигалкой,
- игра в мяч.
- лепка из пластилина,
- забыли выключить утюг,
- мытьё рук,
- танцы,
- полив цветов,
- поджигание тополиного пуха,
- чистка ковра,
- игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,
- забивание гвоздей,
- лепка,
- неисправный шнур у гирлянды,
- купание,
- игра с котёнком,
- перегрев телевизора,
- рассматривание книг,
- игры с зажженной газовой плитой,
- мытьё рук
Игра «Чтение, беседы и моделирование ситуаций»
«Бумажный самолётик»
«Украшаем ёлку»
«Пожар»
Рассказ «Бумажный самолётик».
Однажды в гости к Пете пришёл его друг Андрей. Мальчики стали вырезать из бумаги и клеить игрушки. Андрюша вырезал и склеил вертолёт, а Петя – маленький самолёт. Ребята вышли на балкон и решили запустить игрушки с балкона в полёт.
Андрей бросил с балкона вертолёт. Тот закружился в воздухе и упал на дорожку. Петя запустил бумажный самолёт. Ветерок понёс его, и самолётик приземлился в траве возле детской площадки. На площадке играли в классики знакомые девочки – Таня и Ира. Таня очень нравилась Пете, и мальчику захотелось смастерить ещё один самолётик и написать на нём: «С приветом, Танечка!» он вырезал и склеил из бумаги ещё один самолётик, запустил его, но тот не долетел до площадки.
Что бы такое придумать? Петя огляделся по сторонам и вдруг заметил коробку спичек, лежащих на балконном столике.
- Придумал! – обрадовался мальчик, - я подожгу хвост самолётика, и он полетит быстро и далеко, как ракета. Я о ракетах слышал от старшего брата.
Петя схватил коробок, чиркнул спичкой, поджёг бумажный хвост и бросил горящий самолётик с балкона вниз. Но налетел порыв сильного ветра, который подхватил горящий самолётик и понёс его прямо на соседний балкон.
- Что ты наделал! – закричал Андрей, - Со спичками шутки плохи. Это мне папа говорил.
Но Петя только замахал руками.
- Ничего не случиться! Сейчас бумага сама погаснет.
Горящий комок бумаги, в который превратился самолётик, упал прямо в горшок с цветами, и огонь обжёг их нежные листья.
- Что такое?! – воскликнула соседка Мария Ивановна. Она в это время сидела на своём балконе в кресле и читала внучке лене сказку. Лена вскочила со стульчика, взяла лейку с водой, хорошо, что она стояла рядом, и залила горящую бумагу. Бумажка съёжилась и потемнела.
- Это какие-то хулиганы с верхнего этажа бросили! – возмутилась старушка.
Мария Ивановна подняла голову, на минуту задумалась и негромко сказала:
- Как раз над нашей квартирой находится квартира Говорковых. Я их прекрасно знаю. Леша говорков – мой бывший ученик, а Петя, его сын, скоро в школу пойдёт. Плохо, плохо Алексей Алексеевич сына воспитал, не объяснил, что горящую бумагу с балкона бросать ни в коем случае нельзя! Не рассказал, что спички и зажигалки – не игрушки.
Вечером Мария Ивановна поднялась на верхний этаж и позвонила в дверь к соседям.
- Мария Ивановна! Здравствуйте! – приветливо встретил её папа Пети. – Не ожидал! Заходите, выпейте с нами чайку.
- От чашки чая я, конечно, не откажусь, - согласилась соседка. – Но я к вам пришла по довольно неприятному поводу – поведать о Петиных проделках.
И Мария Ивановна рассказала историю сгоревшего самолётика, залетевшего к ней на балкон.
- Хорошо ещё, что у нас на балконе была лейка с водой и Леночка быстро погасила горящую бумагу. А вот если бы на балконе никого не было, и горящий комочек бумаги попал бы на половичёк или мягкое кресло, мог бы вспыхнуть пожар.
Алексей Алексеевич внимательно выслушал свою старую учительницу и во всём с ней согласился. Он поругал себя за то, что оставил спички на виду, на столике балкона. Ведь спички и зажигалки нужно убирать подальше от детей. Он обещал поговорить с сыном, объяснить ему, почему так делать нельзя, и даже строго наказать.
- Ну, наказывать малыша, может быть, пока и не стоит, а рассказать ему об опасности пожара нужно непременно, - закончила разговор Мария Ивановна.
Она поблагодарила соседей за угощение и пошла домой. Вечером она прочла своей внучке сказку «Кошкин дом».
Вопросы к рассказу «Бумажный самолётик»:
- Кто пришёл к Пете?
- Во что стали играть мальчики?
- Что вырезал и склеил Петя?
- Что вырезал и склеил Андрей?
- Как мальчики играли с вертолётом и самолётом?
- Зачем Петя поджёг бумажный самолётик?
- Куда упал горящий самолётик?
- Кто был на соседнем балконе и потушил горящую бумагу?
- можно ли детям играть со спичками, жечь бумагу, играть с зажигалками, бросать горящую бумагу с балкона? Что может произойти? Почему?
- Что могло случиться, если бы бумагу не потушили?
- Зачем Мария Ивановна пошла к соседям?
Моделирование ситуаций:
- Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло. (кресло начало тлеть и загорелось, и если никого нет дома мог случить большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме,…)
- Если бы горящая бумага влетела в открытое окно любой квартиры. (вспыхнула сразу тюлевая занавеска на окне и начался пожар,…)
- Если бы горящая бумага упала на сухую траву у дома. (трава загорелась и мог начаться пожар возле дома,…)
Рассказ-беседа «Украшаем ёлку».
Как хороши снежные предновогодние деньки! Снежинки летят, летят и летят на стеклах звёздочки и стрелы. Пора наряжать новогоднюю ёлку: украшать её колючее зелёное платье, сверкающими бусами, колокольчиками, флажками, гирляндами. Чтобы праздник принёс нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые простые правила.
Сначала давайте выясним, какие бывают ёлки. Натуральные и искусственные. Настоящую живую ёлку специально выращивают для нас в питомнике или лесничестве. Пушистая лесная гостья приносит в дом запах зимнего леса, смолы, хвои. Её обычно ставят в ведро с водой, чтобы деревце подольше сохранило свежесть и красоту, и хорошенько укрепляют. Ёлку нельзя ставить около батареи. Как вы думаете, почему? От батареи идёт тепло, и ёлка быстро засохнет, пожелтеет, потеряет зелёные иголочки. Обычно ёлку устанавливают в центре комнаты, чтобы вокруг неё можно было водить хороводы, или у стены, если в доме есть маленькие дети.
Искусственную ёлку делают из пластмассы. Она не высыхает, не желтеет, не роняет иголки на пол.
В первые дни, пока натуральная ёлка ещё сохраняет влажность, она не станет причиной пожара. Но когда она высыхает, может легко загореться. Искусственная ёлка, если загорится, может выделять ядовитый дым, которым можно отравиться.
Давайте поговорим о том, как правильно украшать и как вести себя возле наряженной ёлки, чтобы не случилось пожара. Искусственную и натуральную ёлку нельзя ставить около дверей. Двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было легко пройти в другое помещение.
Прежде чем украшать ёлку электрическими гирляндами, их надо проверить: не разбиты ли лампочки, цела ли обмотка проводов, исправлена ли вилка. Как вы думаете, можно ли украшать ёлку разноцветными восковыми свечками? На ёлке не должно быть открытого огня. Это опасно и может привести к беде. Лучше не украшать ёлку игрушками из ваты, ведь вата легковоспламеняющийся материал.
В последнее время промышленность выпускает искусственные ёлки которые пропитаны специальным противопожарным раствором, они не горят и не выделяют ядовитого дыма.
Во время праздника возле ёлки в комнате нельзя зажигать бенгальские огни, петарды, устраивать фейерверки. Это следует делать на улице, лучше подальше от жилья. Бывают случаи, что горящие петарды залетают на балконы и в окна квартир. И может возникнуть пожар.
Запомните, что вам детям не желательно оставаться дома одним в квартире, где стоит новогодняя ёлка.
Вопросы к рассказу-беседе «Украшаем ёлку»:
- Какие бывают ёлки?
- Как вы думаете, что опаснее, когда загорелась обычная или искусственная ёлка? Почему?
- Почему детям нельзя оставаться одним в комнате, где стоит новогодняя ёлка?
- Почему ёлку не ставят у дверей?
- Почему нельзя жечь возле ёлки бенгальские огни, хлопушки,..?
- Почему устраивать фейерверки нужно на улице?
Игра «Четвёртый лишний»
Выбери предмет, которым нельзя украшать ёлку.
- свечка 1. ватная игрушка 1. бенгальский огонёк
- шарик 2. дождик 2. верхушка
- бусы 3. флажок 3. бусы
- флажки 4. снежинка 4. звезда
Моделирование ситуаций:
- Если на ёлке зажгли свечи.
- Если на ёлку повесили неисправную электрогирлянду.
- Если запускают фейерверки рядом с домом.
- Если в квартире поджигают петарды.
Рассказ-беседа, чтение «Пожар» С.Я.Маршак.
Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились использовать силу огня, чтобы согреться, приготовить пищу, заставить работать машины … но одновременно узнали они и разрушительную силу огня: в пламени погибали люди, сгорали жилища, посевы, скот, лес, целые деревни и даже города.
Огонь из доброго слуги человека мог превратиться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным в обращении с огнём, соблюдать осторожности возле электронагревательных приборов, у каминов и печей. Опасны шалости со спичками, зажигалками, свечками. Часто несчастие может приключиться у новогодней ёлке, если вместо электрогирлянды использовать свечи или бенгальские огни, устраивать в квартире фейерверки.
Если вы остались одни дома, то при появлении дыма, огня необходимо или вызвать самому пожарную команду по телефону, дождаться ответа и сообщить свой адрес или обратиться к своим соседям по квартире на лестничной площадке. Недопустимо прятаться в укромные места в квартире. Лучше выбежать из квартиры.
«Пожар»
Мать на рынок уходила, На руках Кузьма - пожарный
Дочке лене говорила: Вынес Лену из окна.
- Печку, Леночка, не тронь. Он, Кузьма, пожарный старый,
Жжётся, Леночка, огонь! Двадцать лет тушил пожары,
Только мать сошла с крылечка, Сорок душ от смерти спас,
Лена села перед печкой, Бился с пламенем не раз.
В щёлке красную глядит, Ничего он не боится,
А печи огонь гудит. Надевает рукавицы,
Приоткрыла дверцу лена – Смело лезет по стене
Соскочил огонь с полена, Каска светится в огне.
Перед печкой выжег пол, Вдруг на крыше из-под балки
Влез по скатерти на стол, Чей-то крик раздался жалкий,
Побежал по стульям с треском, И огню на перерез
Вверх пополз по занавескам, На чердак Кузьма полез.
Стены дымом заволок, Сунул голову в окошко.
Лижет пол и потолок. Поглядел… - Да это кошка!
Но пожарные узнали, Пропадёшь ты здесь в огне.
Где горит, в каком квартале. Полезай в карман ко мне!,,,
Командир сигнал даёт, Широко бушует пламя…
И сейчас же – в миг единый – Разметавшись языками,
Вырываются машины Лижет ближние дома.
Из распахнутых ворот. Отбивается Кузьма.
Вдаль минуя с гулким звоном. Ищет в пламени дорогу,
Им в пути помехи нет. Кличет младшую подмогу,
И сменяется зелёным И спешат к нему на зов
Перед ними красный свет. Трое рослых молодцов.
В пять минут автомобили Топорами балки рушат,
До пожара докатили Из брандспойтов пламя тушат.
Стали строем у ворот. Чёрным облаком густым
Подключили шланг упругий, Под ногами вьётся дым.
И, раздувшись от натуги, Пламя ёжится и злится
Он забил, как пулемёт. Убегает, как лисица.
Заклубился дым угарный А струя издалека
Гарью комната полна. Гонит зверя с чердака.
Вот уж брёвна почернели … Посуши её немножко!
Злой огонь шипит из щели: Дело сделано. Отбой.
-Пощади меня, Кузьма, И опять по мостовой
Я не буду жечь дома! Понеслись автомобили,
- Замолчи, огонь коварный! Затрубили, зазвонили.
Говорит ему пожарный .. Мчится лестница, насос.
Плачет девочка навзрыд, Вьётся пыль из-под колёс.
А Кузьма ей говорит: Вот Кузьма в помятой каске,
- Не зальёшь огня слезами, Голова его в повязке,
Мы водой потушим пламя. Лоб в крови, подбитый глаз, -
Будешь жить да поживать Да ему не в первый раз.
Только чур – не поджигать! Поработал он недаром -
Славно справился с пожаром.
Вопросы
- О чём рассказал нам поэт в этом стихотворении? (о пожаре в доме,…)
- От чего возник пожар? (Лена уронила уголёк на пол,..)
- Кто пришёл на помощь? Как правильно называется профессия людей, которые тушат пожар? (пожарные)
- Кого ещё спас пожарный Кузьма (кошку)
- От чего ещё может приключится пожар в квартире? (от спичек, упавшей на пол, от утюга, если его забыли выключить, если не закрыли газ, а потом зажгли спичку или просто включили свет – то будет даже взрыв,….)
Моделирование ситуаций:
- Если не осторожно обращаться с камином.
- Если играть со спичками.
- Если пытаться самой развести огонь в камине.
Рассказ-беседа, чтение «Пожар» С.Я.Маршак.
Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. И сегодня без огня не обойтись: он согревает, он и кормит нас. Но когда забывают об опасности обращения с ним, огонь становится смертельно опасным. Огонь выходит из повиновения, не щадит никого и ничего. Возник пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.
«Пожар»
С дымом мешается Миг – и рассыпались медные каски.
Облако пыли. Лестницы выросли
Мчатся пожарные, Быстро, как в сказке.
Автомобили, Люди в брезенте -
Щёлкают звонко Один за другим –
Тревожно свистят, Лезут
Медные каски По лестницам
Рядом блестят. В пламя и дым ….
Вопросы
- От чего же происходят пожары?
- Можно ли оставлять без присмотра электроприборы?
- Почему детям не разрешается включать газовую плиту?
- Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?
- Как вызвать пожарную машину, если случится пожар?
- Если ты виновник пожара, стоит ли прятаться в укромное место?
Моделирование ситуаций.
- Если вспыхнуло пламя в сковороде, на плите? (выключить газ, засыпать стиральным порошком,..)
- Если возник пожар по твоей вине. ( не прятаться, а звать взрослых)
- Если забыли выключить телевизор, компьютер.