Организация охраны здоровья детей
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования
Забота о здоровье ребёнка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками учреждения
Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском
Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
- принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
- принцип научности – подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных
задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов
деятельности; - принцип результативности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
- принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий
- организация здоровьесберегающей среды в МБДОУ;
- обеспечение благоприятного течения адаптации;
- выполнение санитарно-гигиенического режима.
2. Организационно-методическое и педагогическое направление
- пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов;
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
- составление планов оздоровления;
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье
4. Профилактическое направление
- проводить занятия с педагогическим персоналом по вопросам организации питания, оздоровительных мероприятий, диагностики заболеваний, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
- проводить санитарно-просветительную работу с родителями и персоналом дошкольного учреждения;
- проводить осмотр детей, антропометрию;
- проводить изоляцию заболевших детей, а также осмотр, термометрию и прочие мероприятия для детей, бывших в контакте с инфекционными больными;
- оказывать доврачебную помощь детям в случае острого заболевания или травмы, проводить работу по профилактике травматизма;
- проводить санитарно-просветительную работу среди родителей;
- осуществлять контроль за санитарно-гигиеническим режимом, за медицинским обследованием персонала дошкольного учреждения
Система оздоровительной работы
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Дата |
Ответственные |
1. |
Ежедневное проведение утренней гимнастики |
Постоянно |
Воспитатели |
2. |
Проведение физкультурных занятий |
2 раза в неделю |
Воспитатели |
3. |
Прогулки, продолжительностью не менее трех часов в день |
Постоянно |
Воспитатели |
4. |
Проведение закаливающих процедур: - обширное умывание; - сон при открытой фрамуге; - хождение босиком; - контрастные воздушные ванны; - облегченная одежда детей |
Постоянно |
Воспитатели |
5. |
Обеспечение здорового ритма жизни: - щадящий режим в адаптационный период; - гибкий режим дня; - определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; - организация благоприятного микроклимата в группе |
Постоянно |
Воспитатели |
6. |
Различные виды гимнастики |
Постоянно |
Воспитатели |
7. |
Гигиеническая гимнастика после дневного сна |
Постоянно |
Воспитатели |
Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учётом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приёма пищи, прогулок, дневного сна
- расписание НОД (занятий) для каждой группы детей, ведётся суммарный учёт времени НОД в каждой группе. В период летних каникул проводятся экскурсии. Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Дети в группах разделены на подгруппы в соответствии с группой здоровья. Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности
В детском саду проводятся утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры
Прогулка — обязательный элемент режима дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона
Сбор информации, регулирование и контроль состояния охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствии с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования
Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд
Организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ — сбалансированное, разнообразное, достаточное
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости (в сравнении со средними показателями по городу) в период эпидемий гриппа, а также создание устойчивой здоровьесберегающей системы