Педагогические ситуации в семейном воспитании

    1. Когда Сережины папа и мама учатся в вечернем техникуме, мальчик остается на попечении бабушки. Она старается, чтобы внук не скучал, и раз­решает ему смотреть все телевизионные передачи. («Пусть ребенок получит удовольствие!»)

    Приходит время сна, и Сережа со скандалом идет в постель. Долго не засыпает, хнычет. Спит ночью беспокойно... Вот и сегодня утром с трудом встал с постели. Настроение понурое, ел плохо, капризничает.

— Уж не заболел ли? — беспокоится бабушка. И прежде чем вести в дет­ский сад, меряет Сереже температуру, на всякий случай одевает его потеплее.

    Медсестра детского сада, осмотрев ребенка, сказала:

— Мальчик здоров.

Бабушка теряется в догадках: в чем причина плохого самочувствия Сережи?

Важно подчеркнуть

    Маленькие дети очень впечатлительны, их нервная система еще не сфор­мировалась и поэтому легко ранима. Это всегда надо иметь в виду, и тогда станет очевидным, почему вредно перегружать впечатлениями детей. Даже самые приятные впечатления, но с передозировкой не приносят ребенку тех удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые. Особенно вредны ребенку зрелищные мероприятия, рассчитанные на взрослых.

    2. Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же зате­вает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, под­чиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхи­вает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

    В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители пока что вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на тран­спорте. «Значит, ребенок устает»,— делает предположение воспитатель.

— Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу,— возражает отец.— Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

 Важно подчеркнуть

    Можно впасть в ошибку, если считать, что ребенок устает от тех же причин, что и взрослые. Одна из характерных особенностей, присущая маленьким детям, - быстрая утомляемость не от движений (хотя и их передозировка столь же вредна!), а от невозможности двигаться или от однообразной деятельности. В основе этого явления лежит быстрая утомляемость некоторых мышц и соответствующих им центров нервной системы. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, и работа соответствующих групп мышц и нервных центров меняется. «Не работающие» в данный момент мышцы и нервные центры как бы «отдыхают», набираются сил. Когда  ребенок долго находится в статичном положении (долго стоит, сидит, слушает чтение и т.д.), то нагрузка падает на одни и те же группы мышц и нервные центры, которые быстро утомляются.

    3. Ира гуляет с папой на бульваре. Он сидит на скамье, читает газету, а девочка рядом с ним играет в мяч. Затем игра с мячом сменяется игрой в классики, и снова внимание девочки занято мячом.

- Папа, лови, а я буду бросать! – просит дочь. Но папа не разделяет ее игрового настроения.

- Играй сама. Или вон с той девочкой, предлагает он малышке, на секундуоторвавшись от газеты.

    Но игра в мяч не удалась: девочка, с которой папа предлагал играть, тут жеупорхнула, ловко перепрыгивая через скакалку.

    Скучающая Ира трется возле отцовских колен.

- Пап, смотри какой смешной воробей! – теребит она папу.

- Угу,— отвечает он, не отрываясь от газеты.

    Через минуту снова Ирин голосок оповещает о новом событии:

— Посмотри, папа, мальчик вез свою коляску и упал!..

— Угу...— бормочет отец, едва кивнув головой.

    А потом еще и еще:

— Папа, посмотри, какой камушек я нашла! Угадай, в какой руке?

— Вон в той,— безучастно отвечает папа. Увлекшись чтением газеты, он не слышит просьб дочери. Девочка с грустью замолкает, лицо ее становится безучастным к окружающему. Через некоторое время она начинает хныкать:

— Хочу домой!.. Хочу домой!

— Ну что за ребенок! Ничем не хочет заняться, не прогулка, а нака­зание,— с раздражением говорит папа.

Важно подчеркнуть

    Ребенок гуляет с удовольствием, если он не скучает от бездеятельности. Игры, наблюдения за природой, птицами, животными, за явлениями окружаю­щей жизни, общение со сверстниками, посильный труд в природе, спортивные развлечения — все это обогащает прогулки детей на воздухе. От взрослого зависит, каким содержанием наполнить детскую прогулку соответственно сезону, возрасту ребенка, в зависимости от его физического состояния, мест­ных условий. Прогулка не только оздоровительный фактор, но и фактор воспитывающий. Важно руководить детской деятельностью на свежем воздухе, следить за физиологической нагрузкой, сменой подвижных игр и занятий с менее подвижными, сочетать игры с трудом, с наблюдениями за окружаю­щим.

    4. Мать четырехлетнего Юры рассказывает воспитателю:

— Утром его трудно поднять с постели, капризничает, ноет. А вечером не уложить, вымаливает «еще минуточку». Чтобы сын не плакал, приходится уступать. На следующее утро снова та же картина... Конечно, не высыпается, сам не хочет одеваться и, не открывая глаз, протягивает мне то одну ногу, то другую, а я натягиваю носки. Одену его, и он, не умывшись, бежит к игруш­кам, разбрасает их, а убирать, конечно, некогда: опаздываем. В выходной день с прогулки не дозовешься и, если силой уведешь домой, крику не оберешь­ся. В общем, с характером! За столом вялый, что называется, на ходу засыпает. И обед не в обед. Ну, думаю, уложу в постель, пусть выспится. Но не тут-то было: сон как рукой сняло. Другие дети могут сами занять себя, а этот целый день слоняется без дела. Капризным, непослушным становится. Почему?

Важно подчеркнуть

    Строгий, четкий, разумный режим –  фактор весьма существенный в выработке динамического стереотипа. Упорядочению детского поведения содействует ритм жизни, обеспечивающий ему смену деятельности, приучающей его, где надо, быть подвижным или усидчивым, организованным, собранным, подтянутым, умеющим подчиняться общему распорядку. Если ребенок поставлен перед необходимостью подчинять себя размеренному общему течению жизни в доме, то от него легче добиться уравновешенного поведения, а уравновешенный ребенок более податлив воспитанию.

    5. Кто не знает, сколько требуется выдержки, чтобы накормить ребенка, который плохо ест! Чтобы заставить малыша поесть, взрослые используют любые способы. Суют на прогулке мороженое, апельсин или бутерброд, чтобы ребенок, увлекшись игрой, незаметно съел лишний кусочек.

    В таких семьях кормление малыша — целое событие. Взволнованные взрослые уговаривают ребенка поесть, зачитывают сказками, стараясь вся­чески его отвлечь и незаметно сунуть ему в рот ложку пищи.

    В ритуале кормления трехлетней Кати участвуют все взрослые. Но девоч­ка крутит головой, находя все новые и новые причины: «невкусно», «соленое», «тарелка не такая», «горячо».

    Меняют тарелку, наливают «несоленый суп», все разом дуют на ложку, даже высаживают перед девочкой любимых кукол. Сквозь слезы она ест по­тому, что «куклы все поедят, а ей ничего не достанется». Иногда Катя делает одолжение и ест ложку «за маму, за папу, за бабушку», при этом идет спор о том, что ложка слишком полная, что в ней много «густоты». А взрослые хва­лят ее за каждый глоток.

Важно подчеркнуть

    Пища, съеденная ребенком без удовольствия, механически, усваивается плохо. Кроме того, если каждый раз ребенок вынужден есть по принуждению, то у него может сформироваться отрицательное отношение к еде. Постоянные упрашивания, замечания вызывают у ребенка неприятные эмоции. Если же подобная ситуация повторяется изо дня в день, то неприятные чувства, свя­занные с едой, «запоминаются». В результате физиологический механизм аппетита бывает настолько глубоко поврежден, что вместо естественного чувст­ва голода у ребенка появляется отвращение к пище при одном ее виде. Воз­никает, так называемая, анорексия (потеря аппетита), которая может про­изойти у вполне здорового ребенка. Это, конечно, крайний случай. Разговор о детях, страдающих анорексией,— сфера медицины. Без вмешательства врача вывести ребенка из этого состояния трудно.

    6. Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу», «Не умею».

    Зато дома с взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный», «Он еще очень маленький!», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика.

Важно подчеркнуть

    Ребенок обладает большой внушаемостью, поэтому так быстро усвоил Алеша, что он маленький, беспомощный, слабый, что взрослые должны опекать его.

    Опека мешает воспитанию трудолюбия, нормальному развитию ребенка, он растет безинициативным, безвольным, лишенным самостоятельности. Привыкая к тому, что за него все делают домочадцы, он ждет, чтобы его одели, накормили. В детском саду он чувствует себя беспомощным, не умеющим не только обслужить себя, но и психологически неподготовленным к жизни в обществе сверстников. Безволие, неспособность отстоять, защитить себя, неумение принимать решение – таков багаж детей, привыкших к чрезмерной опеке в семье.

   7.  Пятилетняя девочка, укачивая куклу, пошлепывает ее, раздраженно приговаривая:

- Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза!

    Воспитатель, заметив это, говорит:

- Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку.

    Но девочка не слушает ее, возражает:

- А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.

Важно подчеркнуть

    Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию. «Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам», - говорил Януш Корчак.  Особенно ярко проявляется это в играх детей. Стремление подражать может помочь воспитанию, если ребенок видит возле себя положительные примеры поведения взрослых и сверстников. Но эта же особенность нередко становится причиной отрицательных проявлений, так как ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он совершенно уверен: все, что делают взрослые, - хорошо. Малышу так хочется быть большим, быть похожим на близких! 

   8.  Костя ноет, выпрашивая разрешение задержаться «еще минуточку» у телевизора… Мама уговаривает его:

- Не надо плакать. Завтра, перед выходным, посмотришь подольше. А теперь не плачь… Ну, успокойся, не нервничай, перед сном это вредно…

    Но Костин голос звучит настойчивее, капризнее. Тогда мать обращается к отцу:

- Ну скажи ты сыну, чтобы он послушал меня!

    Отец поддерживает мать и, обращаясь к сыну, спокойно, не повышая голоса, говорит:

- Ты слышал, о чем сказала мама: пора спать. И быстрей. Я не повторяю требования.

    Костя больше не пытается ныть и отправляется умываться.

    Пятилетний мальчик постоянно слышит, как мама обращается к помощи отца: «Скажи, чтобы послушал меня», «Скажи, что так нельзя», «Скажи, а то он не слушает»

    Мать удивленно говорит воспитателю:

- Почему сын слушается отца беспрекословно, а мои требования ни во что не ставит?

Важно подчеркнуть

    Дети по нашему тону, мимике чутко улавливают, обязательно ли надо выполнить требование или можно уклониться от этого. Мы не замечаем, что способствуем иногда детскому непослушанию: вместо спокойного и твердого указания начинаем уговаривать или запрещаем и одновременно подаем надежду; ребенок делает вывод: слушаться не обязательно. Так это и было допущено мамой мальчика. Мать допускает и еще одну ошибку: постоянно обращаясь при ребенке к отцу за поддержкой своих распоряжений, она как бы подчеркивает свою беспомощность, заранее предопределяет, что ее слово не будет иметь веса. И вот мальчик уже уловил: слушать нужно тогда, когда скажет свое веское слово отец, а мамино распоряжение необязательно.

    Родителям необходимо уметь предъявлять детям требование авторитетно, соблюдая твердость и серьезность тона, при этом быть справедливыми и последовательными. Недопустимо, чтобы распоряжения звучали неуверенно, располагали ребенка к препирательству, «выторговыванию» исполнения своих желаний.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie