Рекомендации педагога-психолога
Готовность ребенка к обучению в школе
НЕ ГОТОВЫЕ ЗНАНИЯ, А ГОТОВНОСТЬ ИХ ПРИОБРЕТАТЬ
Родители наших воспитанников понимают качественную подготовку детей к школе как обучение их чтению, письму, вычисления с переходом через десяток и настаивают, чтобы воспитатели выходили за пределы Программы. Как мы не объясняем, что эти требования не целесообразны, убедить родителей нам никак не удается. Споры не прекращаются ...
Когда считать ребенка готовым к школе? Как только ему исполнится 6 или 7 лет?
Видимо, не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому-то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому-то рановато еще и в 8. Что ребенок физически уже, так сказать, «созрел», видно снаружи: достает рукой через середину головы до противоположного уха, появились постоянные зубы. Но это еще не все.
Часто считают, что если научить дошкольника читать, считать, выполнять действия на сложение и вычитание, ознакомить с явлениями окружающего мира - он хорошо учиться, хотя ему всего 5 лет. А в саду, мол, ему уже скучно. Такие родители не учитывают, что у малыша в этом возрасте еще недостаточно развита моторика пальцев (а значит, он не сможет нормально писать), у него еще не до конца сформированы психологические качества, необходимые для обучения, ему еще трудно напряженно работать в детском коллективе, он быстро устает.
Почему дети не всегда оправдывают надежды родителей на хорошие успехи в учебе? Попробуем проанализировать. Например, такой момент: родители в восторге от способностей и талантов своего малыша, захваливают его. И ребенок начинает чувствовать свое превосходство над другими, поэтому уже не слишком внимательно слушает учителя, поскольку уверен, что и сам все знает и опережает одноклассников по подготовке. Со временем такого всезнайку начинают «перегонять» менее подготовленные сверстники, и это поражает его самолюбие. Он теряет уверенность в себе и начинает хуже учиться. Тогда родители, которые не ожидали такого поворота, сокрушенно вздыхают: «Наверное, рано нам было идти в школу».
Ребенка можно считать готовым к обучению, когда он умеет слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, а, следовательно, и выполнять задания, выделять в них подзадачи - то есть осуществляет определенные умственные операции.
Вот, скажем, детям предлагается следующее задание: «Рассмотрите рисунок. Найдите на нем живых существ и раскрасьте тех, что летают». Ребенок, не привыкший вслушаться, вдумываться в сказанное, сразу же начинает рисовать всю картинку, так как он воспринял только слово «раскрась». А тот, кто умеет внимательно слушать и вдумчиво относиться к заданию, выделит для себя здесь четыре подзадачи:
1) рассмотреть рисунок;
2) найти живых существ;
3) выбрать тех, что летают;
4) раскрасить их.
После выполнения этой задачи вдумчивый ученик способен обосновать, доказать правильность сделанного им задания.
Очень важно, чтобы у ребенка было сформировано внимание, конечно, в пределах возрастных возможностей. Достаточно часто малышам не хватает именно умения сконцентрироваться на задании хотя бы на 3-5 минут. Невнимательный ученик не может правильно выполнять задания, делать их так, как сказано, даже имея хороший объем знаний. Вот вам и замечания учителя, и не такие блестящие успехи, как ожидали родители, и их отчаяние, и претензии к педагогу.
Первоклассник должен хорошо ориентироваться в пространстве. Ведь если у него не сформированы такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», могут возникнуть проблемы при работе с тетрадью. Ребенок не сможет правильно выполнять задачи, быстро реагировать на команды учителя, такие как; «Три клетки вправо, две – вверх» и другие.
Хорошо учиться поможет развитая память, которую можно и нужно тренировать, разучивая с ребенком стихотворения, предлагая ему запоминать порядок размещения предметов или рисунков и тому подобное.
Приучаете ли вы, уважаемые родители, своих детей выполнять ваши просьбы или указания с первого раза? Согласитесь, это довольно обычная ситуация, когда по требованию родителей закончить игру, потому что время есть или спать, малыш не реагируют вообще или отвечают: «Сейчас, сейчас», а это «сейчас» никак не наступает. Такое неумение, или скорее нежелание, выполнять просьбы-требования взрослых в семье переходит в детский сад, а оттуда - в школу. Дети не могут правильно одеться, вовремя поесть. Они растрепанные, неряшливые, потому что ничего не успевают, и, имея неплохую подготовку, не слишком успешно учатся, потому что все время отвлекаются. Они опаздывают на уроки, привыкнув делать только то, что хотят и сколько хотят, не умеют переключаться на выполнение задач учителя. Поэтому часто становятся предметом насмешек со стороны одноклассников. А это, согласитесь, очень и очень плохо.
Родителям таких детей, и воспитателям в детском саду, приходится тратить много нервов и времени. Попутно хочется посоветовать им организовать жизнь в семье, в группе, в классе по правилу «один, два, три». То есть сообщить, что за непослушание или еще какую-то провинность (объяснить, что считается провинностью) ребенок должен будет выйти из комнаты на столько минут, сколько ему лет, в случае, если получит три замечания. Например, Миша дергает кота за хвост. Вы говорите: «Миша, раз». Он продолжает. Вы говорите: «Два». Он не реагирует. Вы говорите: «Три», берете мальчика за руку и выводите из комнаты, если надо, то и силой. Мише 6 лет. Через 6 минут вы возвращаете его в комнату, ни словом не упоминая о том, что было. Это очень действенный способ воспитания послушания.
Нельзя не сказать о большом значении развитой речи у детей. Чтобы быть готовым к школе, ребенок должен уметь пересказывать текст, выделять в нем главное, правильно формулировать вопросы и ответы на них, убедительно обосновывать свой выбор, составлять предложения и небольшие рассказы.
Еще один очень важный фактор - культура поведения. Ребенок, у которого она сформирована, уметь вести себя в коллективе, общаться как с взрослыми, так и со сверстниками. Наш первоклассник легко принимает правила поведения в школе, во время экскурсий, на концерте и т.п., поскольку понимает важность выполнения правил. Не стоит считать, что ребенок, мол, пока еще мал, и все придет само собой, когда он подрастет.
Некоторые родители окружают своих детей гиперопекой, стараются все делать за них и в ждут того же от воспитателей, а затем - и от учителя. Первоклашка, которую вечером забирают домой, жалуется: «Мама, а Мария Ивановна не захотела надеть мне колготки. Сказала, чтобы я сама. Но я не умею!».
Нам всем следует помнить слова из притчи о том, что на всю жизнь рыбой не обеспечить, надо научить ребенка самостоятельно ловить рыбу.
Существенными являются и такие, казалось бы, мелочи, как умение правильно сидеть за столом во время письма, рисования, правильно держать ручку или карандаш. На это родители в основном не обращают внимания. Вот и привыкает ребенок сидеть боком за столом, или поджав под себя ногу, зажав в пальцах ручку. Так же он пытается пристроиться и за партой. Это портит его осанку, зрение, а следовательно, вредит здоровью, мешает правильно писать. Переучить ребенка не всегда получается.
Не стоит дома учить детей писать, потому, что родители, не знают, как без напряжения держать ручку, правильно писать буквы и соединять их между собой. Приходится переучивать в школе, а, как известно, легче научить, чем переучить.
Итак, как видите, для ребенка, который идет в школу, важно не столько иметь какие-то отработанные знания, сколько сформированные готовность и умение учиться, воспринимать новое. Проследите, активно ли ваши сын или дочь интересуются окружающим, умеют ли они сосредотачиваться, быстро и прочно запоминать материал, хорошо ли развиты у них речевые способности, разнообразные интересы и настойчиво ли они их реализуют, склонны ли они к творческому труду, стремятся ли развязывать задачи неординарно. Стимулируйте эти проявления и помогайте развиваться своим детям.
Общеизвестный факт, дети, которые приходят в школу из детского сада, больше, чем «домашние», подготовлены к обучению и умственно, и психологически. Они легче входят в коллектив, у них больше сформирована жизненная компетентность.
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми, является для ребенка серьезным шагом.
Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, не травматичным для ребенка. Как помочь ребенку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад? Вот некоторые советы родителям.
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки; приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках; ходите на день рождения друзей. Наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Обратите внимание на практические вещи: ребенок должен уметь сам есть, одеваться, пользоваться горшком. Постарайтесь привести дневной режим малыш дома в соответствие с режимом в яслях. Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет; каковы его умения и навыки; какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка. В первые дни посещения садика можно оставить малыша на 1 час, потом на 2 часа, т.е. чтобы привыкание было постепенное. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику. Отдав малыша, немедленно уходите, спокойно попрощавшись. Будьте артистичны, не выдавайте своего беспокойства. Постарайтесь в первые дни не опаздывать, забирайте ребенка вовремя. Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть просто плохим настроением.
КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Щадить его ослабленную нервную систему.
- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
- На время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
- Как можно раньше сообщить врачу и воспитателю о личностных особенностях малыша.
- Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
- Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском саду.
- При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении. Будьте терпеливы. Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно. Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия). Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения. Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
· Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте Сначала «ВМЕСТЕ», потом «РЯДОМ», и только затем «САМ»
Поощряйте любопытство. Не скупитесь на похвалу.
Радуйтесь вашему ребенку !!!
РЕБЕНОК ПОСТУПАЕТ В ДЕТСКИЙ САД
Оформляя ребенка в детский сад, родители переживают: как его встретят, будет ли ему хорошо.
Попав в незнакомую ситуацию, вынужденно общаясь с незнакомыми людьми, даже взрослый человек будет чувствовать себя некомфортно. Как чувствует себя в таких условиях двух-трехлетний малыш?
В чем заключаются причины тяжелой адаптации к условиям в детский сад?
- Невыполнение в семье режима, который совпадает с режимом в детском саду;
- Недостаток опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми;
- Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;
- Наличие у ребенка специфических привычек;
- Неумение занять себя игрушками.
В период адаптации, уважаемые родители, вы можете помочь своему ребенку решить много проблем:
- По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть его страх перед незнакомыми людьми; обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызвать положительное отношение к ним;
- Не допускать высказываний сожаления о том, что вынуждены отдать ребенка в детский сад;
- Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий;
- Помочь ребенку разобраться с игрушками: для этого использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, привлекать ребенка к совместной игре;
- Развивать подражания и имитирования в действиях ребенка: «полетаем, как воробьи», «попрыгаем, как зайчик»;
- Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть ребенка, который плачет и т.
Наглядным примером должны выступать, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательными и доступными. Важно также постоянно упражнять ребенка в тех действиях, которыми он овладевает, поощрять ребенка, давать положительную оценку даже за попытку выполнения.