Спорт и физкультура в детском саду
Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания
Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей
Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.
При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга
Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
- принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
- принцип научности – подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных
задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов
деятельности; - принцип результативности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
- принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий
- организация здоровьесберегающей среды в МБДОУ;
- обеспечение благоприятного течения адаптации;
- выполнение санитарно-гигиенического режима.
2. Организационно-методическое и педагогическое направление
- пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов;
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
- составление планов оздоровления;
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье
4. Профилактическое направление
- проводить занятия с педагогическим персоналом по вопросам организации питания, оздоровительных мероприятий, диагностики заболеваний, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
- проводить санитарно-просветительную работу с родителями и персоналом дошкольного учреждения;
- проводить осмотр детей, антропометрию;
- проводить изоляцию заболевших детей, а также осмотр, термометрию и прочие мероприятия для детей, бывших в контакте с инфекционными больными;
- оказывать доврачебную помощь детям в случае острого заболевания или травмы, проводить работу по профилактике травматизма;
- проводить санитарно-просветительную работу среди родителей;
- осуществлять контроль за санитарно-гигиеническим режимом, за медицинским обследованием персонала дошкольного учреждения
Система оздоровительной работы
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Дата |
Ответственные |
1. |
Ежедневное проведение утренней гимнастики |
Постоянно |
Воспитатели |
2. |
Проведение физкультурных занятий |
2 раза в неделю |
Воспитатели |
3. |
Прогулки, продолжительностью не менее трех часов в день |
Постоянно |
Воспитатели |
4. |
Проведение закаливающих процедур: - обширное умывание; - сон при открытой фрамуге; - хождение босиком; - контрастные воздушные ванны; - облегченная одежда детей |
Постоянно |
Воспитатели |
5. |
Обеспечение здорового ритма жизни: - щадящий режим в адаптационный период; - гибкий режим дня; - определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; - организация благоприятного микроклимата в группе |
Постоянно |
Воспитатели |
6. |
Различные виды гимнастики |
Постоянно |
Воспитатели |
7. |
Гигиеническая гимнастика после дневного сна |
Постоянно |
Воспитатели |